Русский язык

ПРИТЧА О ТОМ, КАК ДВА БРАТА ШЛИ К СЧАСТЬЮ
   Захотелось двум братьям увидеть счастье, и обратились они к Богу:
- Покажи нам дорогу к счастью.И ответил им Всевышний:
- К счастью ведут  два  пути:  один тернистый,но короткий,другой легкий, но бесконечный.
Один брат попросил Бога:
- Я хочу познать счастье, укажи мне короткую дорогу к нему.
- Я укажу тебе тот путь, который ты выбрал, но помни - он короток, нотернист. Кровью своей польешь ты эту дорогу. Подумай, прежде чем вступить на эту стезю.
-Я  готов  познать  трудное счастье, ибо знаю, что легкого счастья не бывает. Веди меня. Пусть свет твой будет путеводной звездой для меня,  пусть голос твой будет песней, зовущей вперед.
     И  он  пошел. Более трудного и тяжелого пути он еще не проходил. И терн обдирал кожу, и камни наносили  удары,  разбивая  в  кровь тело,и люди отворачивались,отказывая  в помощи, но ничто не остановило того, кто шел к счастью души, к радости сердца, к величию разума. И в конце  своей  трудной,
но  короткой дороги, которая была длинною в жизнь, пришел первый брат к целии увидел Величие  лучезарного  счастья.И он понял,  что смысл  жизни в самопожертвовании ради великого счастья жизни.
     Другой же брат пошел по легкому пути. И шагалось ему легко, и все вродебы удавалось,  и  все  вроде  бы сбывалось, и одного он достиг, и другого, идесятого, и сотого, а удовлетворения не чувствовал. И сытый шел,и кровпоночам  имел,  и одежду чистую  носил, но не было легкости на душе.Тяжесть давила, ненависть зрела, злость кипела, жадность рослабыстрее,чем ее удовлетворяли,  недовольство ширилось и захватывало все существо ненасыт ногобрата. И все было, а счастья не было. Оно, как и прежде, как в самом  началепути,  стояло  на  горизонте,  который  уходил по мере приближения к нему. Вконце жизни понял второй брат, что, получив много, он  не  достиг  желаемогосчастья.   Не  было  на  душе  ни  покоя,  ни  радости,  ни  удовлетворения.
Обессиленный, опустился он на землю и заплакал.
- Чем же ты недоволен?-спросил Бог.
- Ты обещал мне,  что  приведешь  меня  к  счастью,-бросил слова обвинения неудовлетворенный брат.
- Я  дал  возможность выбора, ты взял то, что близко твоему телу,а недуху.Ты забыл, что счастье может поселиться в бесконечном просторе души,а не в золоченой  клетке тела. Ты  шел к счастью, но ты его не достиг,ибо простым счастье не бывает, да и  к  тому  же  путь,который ты выбрал-бесконечен, как беспредельны твои желания,которые невозможно насытить.
 Надо помнить,  что  легкого счастья просто нет, только через трудности постигается истинное счастье, которое можно оценить.


1.Подобрать синонимы к словам:

Пути- Дороги
Бесконечный- Долгий
Познать- сообразить
Кров- Жилище
Истинное- Настоящий
Заплакал- рыдаль
Постигается- воспринимает

2.Подобрать антонимы к словам:
Сытый- голодный
Забыть- запомнить
Радость- грусть
Счастье – беда
Тяжесть-  облегчение                                                                                                                           Злость- дабраты
короток- длинный  
                                                                           
3.Переведите и попробуйте объяснить
Ты забыл, что счастье может поселиться в бесконечном просторе души,а не в золоченой  клетке тела. Ты  шел к счастью, но ты его не достиг,ибо простым
счастье не бывает, да и  к  тому  же  путь,который ты выбрал-бесконечен, как беспредельны твои желания,которые не возможно насытить.

Դու մոռացար, որ երջանկությունը կարող  է լինել  հոգու անհուն խորության մեջ, ոչ  թե  մարմնի  ոսկեզօծ վանդակներում:Դու գնացիր երջանկության հետևից, բայց դու նրան  չհասար, մի  գուցե  պարզ  երջանկություն չի լինում այո և նաև ճանապարհը, որը  դու ընտրել ես անսահման է, ինչպես անսահման  է  ձեր  ցանկությունները, որոնք  անհնար  է  հագեցնել:

Объясняю

Счастливый может быть тот человек, у  которого есть  бесконечный  простор души. Кто добрый,  есть  убеждения, жизненная и не мотериалист.Все ищут счастье,  но выбирают  не  правильный  путь, потому что желания не  возможно  насытить.

Որտեղից են հայտնվել ոսկե բզեզները

Ճապոնական ժողովրդական հեքիաթ

Շատ հին ժամանակներում Խիկոձան սարի ստորոտին ապրում էր մի աղքատ մարդ, որի կինը մահացել էր: Նրա անունը Տոկուբեյ էր: Նա ողջ կյանքը ժրաջան աշխատել էր, բայց երբ ծերացավ, հիվանդությունը նրան անկողին գցեց: Տոկուբեյի ընտանիքը խիստ աղքատության մեջ ընկավ: Դառը կարիքը մտավ Տոկուբեյի տուն։ Ամեն օր ստիպված էին գուշակել՝ կմեռնե՞ն սովից, թե՞ կդիմանան մինչև վաղը: Տոկուբեյը երկու երեխա ուներ։ Տղայի անունը Գենկիտի էր, իսկ աղջկանը՝ Յուկի:
Մի օր Տոկուբեյը կանչեց երեխաներին և ասաց.
— Ներեցեք ինձ, զավակներս, որ անզօր պառկած եմ և չեմ կարողանում ձեզ կերակրել: Իմ պատճառով դուք քաղցած եք:
— Ի՜նչ ես ասում հայրիկ, մենք դրա մասին չենք էլ մտածում, տխրում ենք միայն, որ չենք կարողանում քեզ համար դեղորայք գնել, իսկ դու օրեցօր թուլանում ես:
Մի քիչ մտածելով Գենկիտին ասաց.
— Այ, թե ինչ կանեմ, կգնամ հորեղբորս՝ Գոնձայի մոտ, պարտքով փող կխնդրեմ, այդ ժամանակ և՛ դու կլավանաս, հայրիկ, և՛ Յուկի քույրիկս սովից չի նվնվա:
— Բայց Գենկիտի, տղա՛ս, չէ՞ որ գիտես, որ հորեղբայր Գոնձան շատ ժլատ մարդ է: Երբ մայրդ մահանում էր, մտքով էլ չանցավ այցելել նրան։ Իսկ հիմա ձևացնում է, թե չգիտի, որ ես՝ իր հարազատ եղբայրը, մահամերձ եմ: Եթե նրանից փող խնդրես, վիրավորանքից բացի ոչինչ չես ստանա: Նա մի պղնձե գրոշի համար պատրաստ է կյանքը տալ:
— Բայց դե սովից հո չե՞նք մեռնելու, հայրի՛կ:
— Ա՛խ, իմ խեղճ տղա, ներիր ինձ:
— Սպասի՛ր, հայրիկ գլխումս մի լավ միտք ծագեց:
Այս խոսքերով Գենկիտին դուրս վազեց: Դրսում հորդառատ անձրև էր։ Թե ո՞ւր էր վազում և ի՞նչ պետք է աներ, ինքն էլ չգիտեր, պարզապես ցանկանում էր հանգստացնել հորը։
Ոտքերը նրան տարան հորեղբոր տան մոտ։
— Մեկ էլ տեսար՝ կխղճա,- մտածեց Գենկիտին,- չէ՞ որ սիրտը քարից չէ։
Բայց եղավ այնպես, ինչպես հայրն էր ասել, Գոնզան անգամ չցանկացավ նրան լսել։
— Դո՛ւրս կորիր այստեղից, քեզ նման մուրացկանների համար փող չունեմ։Սրա՜նց նայիր, հարուստ են գտել։
— Բայց, ախր, հայրս մահանում է։ Ես օր ու գիշեր կաշխատեմ և ետ կվերադարձնեմ ձեզ այդ գումարը։
— Ինձ ինչ, թե ով կապրի, ով կմեռնի, ես, ի՞նչ է, աստվա՞ծ եմ։ Դո՛ւրս կորիր, շո՛ւտ,   քրջոտի մեկը, խոհանոցի ամբողջ հատակը կեղտոտեցիր։
Գենկիտին խայթվածի պես դուրս թռավ հորեղբոր տնից։ Նա գնում էր լեռնային կածանով՝ ոչինչ չտեսնելով աչքերը ողողած արցունքների պատճառով։ Սոճիների ճյուղերից ջուրը շիթերով թափվում էր, կարծես նրանք էլ էին լաց լինում։ Շատ թափառեց Գենկիտին և ինքն էլ արդեն չգիտեր, թե որքան ժամանակ էր անցել։
Հանկարծ նա մի քնքուշ ծերունական ձայն լսեց.
— Կանգնի՛ր, Գենկիտի՛, սպասի՛ր։
— Ո՞վ է ինձ կանչում։
Կարծես գետնի տակից Գենկիտիի առջև հայտնվեց սպիտակ մորուքով մի ծերունի։ Նրա ձեռքում երկու կեղտոտ փայտե ոտնաման կար։
— Ասա՛, ինչո՞ւ ես լաց լինում։
— Ինձ փող է անհրաժեշտ, բայց չգիտեմ որտեղից գտնեմ։
— Իսկ փողը քո ինչի՞ն է պետք։
— Բրինձ և դեղորայք գնելու համար։
— Անձամբ քե՞զ է դա պետք, թե՞ ուրիշի համար ես ուզում։
— Ա՜խ, եթե դա ինձ պետք լիներ, ես լաց չէի լինի։ Հայրս է քաղցից ու հիվանդությունից մահանում։
— Լա՛վ, ուրեմն, ես կտամ քեզ այս ոտնամանները։
— Իսկ իմ ինչի՞ն են պետք դրանք։
— Դրանք քեզ փող կբերեն։ Հագի՛ր և կտեսնես… Ամեն քայլիդ հետ կոշիկիդ տակից ոսկեդրամներ կթափվեն։ Բայց, եթե քեզ ժլատությունը համակի և դու ոսկին միայն քեզ համար ցանկանաս, այդ ժամանակ քեզ հետ մեծ դժբախտություն կպատահի։ Ոսկեդրամները գետի նման կհոսեն, բայց դու գնալով կփոքրանաս ու կփոքրանաս։ Հիշիր սա, իսկ հիմա հորդ մոտ գնա։
Եվ անհետացավ ծերունին, կարծես հալվեց օդի մեջ։
«Գուցե ինձ թվաց»,- մտածեց Գենկիտին, բայց՝ ոչ, նրա ձեռքում մի զույգ փայտե ոտնաման կար։
Տուն վերադարձավ տղան։ Հագավ ոտնամանները և այ քեզ հրա՛շք, ամեն քայլի հետ սկսեցին ոսկեդրամներ թափվել։ Այդ փողերով Գենկիտին հոր համար դեղորայք գնեց։ Ծեր հայրն ապաքինվեց, քույրն էլ այլևս չէր լացում սովից։ Նրանք երեքով սկսեցին առաջվա նման երջանիկ ապրել։
Այդ հրաշքի մասին լուրերը տարածվեցին բոլոր հարևան բնակավայրերում։ Մեկը մյուսի հետևից մարդիկ սկսեցին գալ Գենկիտիի մոտ, որպեսզի փոխարինաբար վերցնեն ոտնամանները։  Պատանին բոլորին միայն մեկ հարց էր տալիս։
— Ո՞ւմ համար են պետք այդ փողերը, հենց քե՞զ համար, թե՞ ուրիշ մարդկանց։ Բայց մի անգամ հանկարծ նրանց դռան մոտ մի ձայն հնչեց.
— Ի՞նչ է, Տակուբեյ եղբայրս տա՞նն է։ Այդ ես եմ Գոնձան։ Օ՜, Գենկիտի, ի՜նչ լավ տղա ես դարձել։ Տեսնում եմ ձեր գործերը կարգավորվում են, իսկ ես ձեզ համար անհանգստանում էի։ Ինչպե՞ս ես զգում, եղբա՛յր, քեզ լավ նայիր, առողջությունն ամենից թանկ բանն է։
— Գոնձա, ինչո՞ւ ես բարեհաճել մեր տուն գալ։
— Ինչո՞ւ, հըմ-հըմ, մտածեցի՝ արի հիվանդ եղբորս այցի գնամ։
Բայց Գոնձան եղբորը նույնիսկ չէր նայում։ Աչքերը չռել էր ոտնամանների վրա։
— Ես գիտեմ քեզ Գոնձա, շատ լավ եմ ճանաչում։ Հենց այս ոտնամանների համար ես եկել։ Չար է քո հոգին։ Դո՛ւրս կորիր այստեղից։
— Հա, հա, եղբայրս, բայց չէ՞ որ ոտնամանները քոնը չեն։ Դրանք քո որդուն՝ Գենկիտիին են պատկանում։ Ուրեմն, ես քեզանից ոչինչ չեմ խնդրում։
— Ի՞նչ։ Ախ, դու անամոթ։ Ինչպե՞ս լեզուդ բռնեց նման բան ասել։  ։
— Դու, եղբայրս, ձայնդ կտրիր։ Լսի՛ր, Գենկիտի, իմ բարի Գենկիտի։ Ոնց էլ լինի ես քո հորեղբայրն եմ։ Տո՛ւր ինձ այս ոտնամանները մի գիշերով։
— Մի գիշերո՞վ։
— Միայն մի գիշեր։
-Լավ, Գենկիտի, տու՛ր ոտնամանները հորեղբորդ,- հրամայեց Տոկուբեյը։
Չէր հասցրել նա խոսքն ավարտել, երբ Գոնձան վերցրեց ոտնամանները և ուրախությունից իրեն կորցրած սլացավ տուն։
— Ա՜խ, հայրի՛կ, կարող է դժբախտություն պատահել։ Վտանգավոր է այս ոտնամանները հագին միայն սեփական շահի  մասին մտածելը։ Վազեմ հորեղբայր Գոնձայի հետևից։ Անհանգստացած Գենկիտին սլացավ լեռնային ճանապարհով Գոնձայի հետևից։ Մոտ վազեց նրա տանը և տեսավ. դատարկ սենյակում մի կույտ ոսկի էր թափված։ Շուրջ բոլորը ոսկեդրամներ էին, իսկ դրանց մեջ վազվզում էր մի փոքրիկ ոսկեփայլ բզեզ. Միայն սա էր մնացել ագահ Գոնձայից։
             Թարգմանեցին՝ Կարինե Հովհաննիսյանը, Մերի Մարտիրոսյանը
Խմբագրեց՝ Գայանե Թերզյանը

 





ПРИТЧА О ТРЕХ УЧИТЕЛЯХ
 Бог  избрал  несколько  сынов  человеческих,  дал  им  Высшие  Знания и отправил к людям, чтобы учить их истине. Один при встрече с людьми всегда садился на возвышенность  и  направлял свой  взгляд  поверх  голов  в  бесконечность.  Народ  слушал его, но чем-то холодным веяло от этого человека. И вроде бы понятным было  Учение  его, но оно  не  ложилось на сердце, и люди, послушав, расходились по своим делам. И ходил учитель из селения в селение один, и никто не сопровождал  его.  Когда он  приходил  к  людям,  они спешили к нему, желая услышать Благую Весть, но после его бесед уходили с пустым сердцем, ибо взгляд не проникал в душу и не закреплял там сказанное слово. Люди не  верили  тому,  кто  отводит  от  них глаза, то ли не доверяя, то ли презирая их.    Второй  учитель  при  встрече  с людьми всегда гордо заявлял, что он -Бог, что он всесилен и всемогущ, что он может дать народу здоровье,  счастье и  благополучие, но за ним почему-то шли только алчные и корыстные люди. Все остальные, для которых Дух был превыше всего, искали высшую Истину и строили жизнь по Божественным законам. Третий их брат был окружен всегда людьми, которые  с  упоением  слушали его  речи. Они преображались под его взглядом, становились чище от очищающих слов его.
 Когда после долгого своего пути посланники Бога  пришли  к  Всевышнему,один  пришел,  окруженный  многочисленной  толпой  людей, а двое других – в полном одиночестве.
   -- Скажи, Всемогущий, -- обратились двое одиноких  к  Богу,  --  почему один удостоен великой народной любви, а мы, проповедующие  \то же Учение, были лишены ее?
И ответил Всевышний:
 -- Истинный  наставник  не  прячет  своего  лица,  не отводит взгляд от существ, стоящих ниже его, не возвеличивает себя перед теми,  кто  стремится дорасти  до  Божественных Высот. Тот, кто с благоговением относится к своему Божественному началу, никогда не будет  прятать  очей  своих  от  людей  или выпячивать  себя  перед  ними.  Божественная  Суть идет через зрачки к душам людским, и истинный Учитель знает, что сила его  --  во  взгляде  его.  Даже слова  бывают  бессильны,  потому что не все понимают смысл их, но взгляд - это та сила, равной которой нет в мире.
1.Выбери и отметь правильный вариант.
a. Люди не  верили  тому,  кто  отводит  от  них…
 1. душу   2.глаза   3.беду   4. взгляд.
б.    Но после его бесед уходили с пустым ...
1.карманом   2.рюкзаком   3.сердцем  4.багажом
в.    Второй  учитель  при  встрече  с людьми всегда гордо...
1.молчал  2.читал  3.цитировал  4.заявлял
г.   И вроде бы понятным было  Учение  его,  но оно  не  ложилось на...
1.диван     2.тахту     3. сердце          4.землю
2 .В каком ряду не все слова являются синонимами?
1.активный,деятельный,инициативный,энергичный
 2.безграничный, беспредельный,бесконечный, бескрайний
  3.способный, талантливый,одаренный, воспитанный
 4.бездушный, черствый, сухой, бессердечный
                                                   
3. Исключите лишнее слово из данной группы:
1.     Врач   2.Учитель  3.Профессия  4.Переводчик
4.Какое их словосочетаний употреблено в переносном значении:
1.горячий взгляд          2.черствый хлеб
3.солнечный луч          4.сильное впечатление
5.Найдите синоним к  фразеологизму море по колено:
1.И горя мало            2.Со спокойной совестью
3.Сесть в лужу            4.Сам себе хозяин
6.Отметьте ряд, в котором все существительные женского рода:
1.     День, картофель, тень, брошь
2.     Рожь, роль, кость, ночь
3.     Дитя, прогресс, путь, гость
4.     Крыша, посуда, здание, станция.
 7. Выберите ряд, в котором все существительные одушевленные:
1.     Душа, созвездие, товар, забияка
2.     Техника, учитель,прогресс, конец
3.     Словарь, жизнь,комбинат, хозяин
4.     Атлет, лихач, победитель, труженик.
8. Что означает выражение “Не садись не в свои сани” ?
1.     Не занимайся не своим делом
2.     Делай все аккуратно
3.     Люби свою работу
4.     Не садись на чужое место
  9. Какой из вариантов правильный:
1.Вы поедете летом к югу?         2.Вы поедете летом в юг?

 3.Вы поедете летом на юг?          4.Вы поедете летом на юге?


1.Запишите синонимы к следующим словом:
1.скряга-жадина
2.измарал-изпачка
3.праваливай-уходи
4.корысть-алчность
5.помчался-побежать
6.проливной (дождь)- сильный
7.каменное  (сердце)- чёрствое
8.чудесные (сандалии)-прекрасные
9.недобрая  (душа)-злая душа

2.Со  следующими словосочетаниями составье  и  запишите  предложения:
1.Паша  потерял  телефон  и незнал  как  успокоить  атцу.
2.Марина  решила  навестить  больную  подругу.
3.Мама  отправила миня  аптеку купить  ликарства.
4.В  семе  Повлика  есть  было  нечего  а  дети  плакали  от  голода.


Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл и составит предложения
1. повесил нос-приуныл
2. держать язык за зубами-помалкивал
3. вставлять палки в колеса
-мешает
4. надул губы
-обеделся
5. пускал пыль в глаза
-мешает
6. наступал на пятки
-догонял
7. втирал очки
-обманывал
8. зуб на зуб не попадает
-замерз
9. сделал из мухи слона
-преувеличивал
10. на зубах навязло
-надоело
11. нашел дорогу к сердцу
-понравился
1. обманывал
2. приуныл
3. помалкивал
4. догонял
5. обиделся
6. хвастался
7. мешает
8. понравился
9. надоело
10. преувеличивал
11. замерз

1.   Прочитайте  тексти озаглавьте.
Некогда фараоном в Египте был добрый бог по имени Осирис. На смуглом лице сверкали большие, тёмные глаза, а волосы были блестящими и чёрными, как плодородная земля. Осирис научил людей выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса был бог пустыни и песчаных бурь. Звали его Сет. У него были маленькие, злые глаза, рыжие волосы, которые напоминали пески пустыни. Он очень завидовал Осирису и решил погубить его. Однажды Сет явился во дворец на пир. Его слуги принесли большой, роскошный деревянный гроб. «Этот гроб достанется тому, кому он придётся впору,» - сказал Сет. Гостей не удивил подарок. Египтяне заранее готовились к загробной жизни. Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Наконец настала очередь Осириса. Едва он лёг в деревянный ящик, Слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб с телом Осириса, принесли его наберег Нила и бросили в воду. Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она отСета в густых зарослях на берегу Нила и нянчила там младенца Гора – маленького сына Осириса. Вырос бог Гор и отомстил коварному Сету за смерть отца. Вступил с ним в единоборство и победил бога пустыни. Долго разыскивала Исида тело мужа. Найдя, вдохнула в него жизнь. Бог Осирис воскрес, но не захотел остаться на земле. Он передал власть над людьми сыну Гору, а сам стал править в царстве мёртвых.

2.Разделите текст на абзацы. (можно выделить цветом)

Некогда фараоном в Египте был добрый бог по имени Осирис. На смуглом лице сверкали большие, тёмные глаза, а волосы были блестящими и чёрными, как плодородная земля. Осирис научил людей выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса был бог пустыни и песчаных бурь. Звали его Сет. У него были маленькие, злые глаза, рыжие волосы, которые напоминали пески пустыни. Он очень завидовал Осирису и решил погубить его.


3. К данным словам подберите синонимы из 
текста:                                                                                                                                       блестели-сверкали
уничтожить- погубить                                                                                                               закрыли-захлопнуть                                                                                                                   шикарный- роскошный                                                                                                               рыдала- плакала

4.К данным словам подберите антонимы из текста:                                                                     светлый- тёмные          
смеялась-плакать                                                                                                                       добрые-злые                                                                                                                             проиграл-победил                                                                                                                       злой- добрый  


Сказка о жабе и розе

 Жили на свете роза и жаба.
 Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики.
   А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
   Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
   А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
   Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство; однако она долго ленилась посмотреть, откуда несется этот запах.
   В цветник, где росла роза и где сидела жаба, уже давно никто не ходил. Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома. Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила что-нибудь и изредка поглядывала на брата. Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.
   - Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? - спрашивает из окна сестра. - Может быть, ты с ним побегаешь?
   - Нет, Маша, я лучше так, с книжкой.
   И он сидел долго и читал. А когда ему надоедало читать о Робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку и забирался в чащу цветника. Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель. Он садился на корточки перед толстым, окруженным мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам - травяным тлям, как муравей деликатно трогает тонкие трубочки, торчащие у тлей на спине, и подбирает чистые капельки сладкой жидкости, показывавшиеся на кончиках трубочек. Он смотрел, как навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар, как паук, раскинув хитрую радужную сеть, сторожит мух, как ящерица, раскрыв тупую мордочку, сидит на солнце, блестя зелеными щитиками своей спины; а один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости и чуть было не закричал и не захлопал руками, но боясь спугнуть колючего зверька, притаил дыхание и, широко раскрыв счастливые глаза, в восторге смотрел, как тот, фыркая, обнюхивал своим свиным рыльцем корни розового куста, ища между ними червей, и смешно перебирал толстенькими лапами, похожими на медвежьи.
   - Вася, милый, иди домой, сыро становится, - громко сказала сестра.
   И ежик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар. Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверек еще больше съежился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.
   Потом он немного познакомился с этим ежиком. Он был такой слабый, тихий и кроткий мальчик, что даже разная звериная мелкота как будто понимала это и скоро привыкала к нему. Какая была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!
   В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.
   - Маша! - вдруг шепчет он сестре.
   - Что, милый?
   - Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?
   Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.
   - Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели. Вот в понедельник мы пойдем туда вместе. Доктор позволит тебе выйти.
   Мальчик не отвечает и глубоко вздыхает. Сестра начинает снова читать.
   - Уже будет. Я устал. Я лучше посплю.
   Сестра поправила ему подушки и белое одеяльце, он с трудом повернулся к стенке и замолчал. Солнце светило сквозь окно, выходившее на цветник, и кидало яркие лучи на постель и на лежавшее на ней маленькое тельце, освещая подушки и одеяло и золотя коротко остриженные волосы и худенькую шею ребенка.
   Роза ничего этого не знала; она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.
   Ее заметила жаба.
   Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:
   - Постой, - прохрипела она, - я тебя слопаю!
   Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку? Вольные птички, щебетавшие вокруг нее, перепрыгивали и перелетали с ветки на ветку; иногда они уносились куда-то далеко, куда - не знала роза. Бабочки тоже были свободны. Как она завидовала им! Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз, преследовавших ее своим пристальным взглядом. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек.
   - Я тебя слопаю! - повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило еще ужаснее, и переползла поближе к розе.
   - Я тебя слопаю! - повторила она, все глядя на цветок.
   И бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла. Однако жабе лезть было трудно: ее плоское тело могло свободно ползать и прыгать только по ровному месту. После каждого усилия она глядела вверх, где качался цветок, и роза замирала.
   - Господи! - молилась она, - хоть бы умереть другою смертью!
   А жаба все карабкалась выше. Но там, где кончались старые стволы и начинались молодые ветви, ей пришлось немного пострадать. Темно-зеленая гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок...
   - Я сказала, что я тебя слопаю! - повторила она.
   Наступил вечер; нужно было подумать об ужине, и раненая жаба поплелась подстерегать неосторожных насекомых. Злость не помешала ей набить себе живот, как всегда; ее царапины были не очень опасны, и она решилась, отдохнув, снова добираться до привлекавшего ее и ненавистного ей цветка.
   Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своем враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике. Некому было прийти полюбоваться ею: маленький хозяин неподвижно лежал на своей постельке, сестра не отходила от него и не показывалась у окна. Только птицы и бабочки сновали околорозы, да пчелы, жужжа, садились иногда в ее раскрытый венчик и вылетали оттуда, совсем косматые от желтой цветочной пыли. Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту песню и была счастлива: ей казалось, что соловей поет для нее, а может быть, это была и правда. Она не видела, как ее враг незаметно взбирался на ветки. На этот раз жаба уже не жалела ни лапок, ни брюха: кровь покрывала ее, но она храбро лезла все вверх - и вдруг, среди звонкого и нежного рокота соловья, роза услышала знакомое хрипение:
   - Я сказала, что слопаю, и слопаю!
   Жабьи глаза пристально смотрели на нее с соседней ветки. Злому животному оставалось только одно движение, чтобы схватить цветок. Роза поняла, что погибает...
   Маленький хозяин уже давно неподвижно лежал на постели. Сестра, сидевшая у изголовья в кресле, думала, что он спит. На коленях у нее лежала развернутая книга, но она не читала ее. Понемногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала.
   - Маша, - вдруг прошептал он.
   Сестра встрепенулась. Ей приснилось, что она сидит у окна, что маленький брат играет, как в прошлом году, в цветнике и зовет ее. Открыв глаза и увидев его в постели, худого и слабого, она тяжело вздохнула.
   - Что милый?
   - Маша, ты мне сказала, что розы расцвели! Можно мне... одну?
   - Можно, голубчик, можно! - Она подошла к окну и посмотрела на куст. Там росла одна, но очень пышная роза.
   - Как раз для тебя распустилась роза, и какая славная! Поставить тебе ее сюда на столик в стакане? Да?
   - Да, на столик. Мне хочется.
   Девушка взяла ножницы и вышла в сад. Она давно уже не выходила из комнаты; солнце ослепило ее, и от свежего воздуха у нее слегка закружилась голова. Она подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить цветок.
   - Ах, какая гадость! - вскрикнула она.
   И схватив ветку, она сильно тряхнула ее: жаба свалилась на землю и шлепнулась брюхом. В ярости она было прыгнула на девушку, но не могла подскочить выше края платья и тотчас далеко отлетела, отброшенная носком башмака. Она не посмела попробовать еще раз и только издали видела, как девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату.
   Когда мальчик увидел сестру с цветком в руке, то в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся и с трудом сделал движение худенькой рукой.
   - Дай ее мне, - прошептал он. - Я понюхаю.
   Сестра вложила стебелек ему в руку и помогла подвинуть ее к лицу. Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:
   - Ах, как хорошо...
   Потом его личико сделалось серьезным и неподвижным, и он замолчал... навсегда.
   Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром. Ее поставили в отдельном бокале у маленького гробика. Тут были целые букеты и другихцветов, но на них, по правде сказать, никто не обращал внимания, а розу молодая девушка, когда ставила ее на стол, поднесла к губам и поцеловала. Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы. Когда она начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю.

 Вапросы и задания

1.Перепишите ,вставляя  оканчания:
Чистые, празрачные  слезинки
Жирная   старая  жаба
Слабый  тихий  и кроткий мальчик
Розовый  куст
Роскошный  бледный  цветок
Хорошее  майское  утро
Свежий  утренний  ветерок
Вольные птички
В прошлом году
Читать о диком  странном  и морском разбойнике
Садился на скамейку
Познакомился  с ежиком
Слушала  песню
Положили  в толстую старую книгу.

2.Перепишите, вставляя пропущенные слова:
В  эту  весну  мальчик не мог выйти в свой любимый уголок.По-прежнему около него сидела сестра, но уже ни у окна,  а у его постели. Она  читала книгу, но не для себя, а ему вслух , потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек, держать в тощих руках даже  самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись  от  чтения. Должно  быть, он уже никогда не выйдет  в свой любымый  уголок.





Имя  существительное
Кто?   Что?
Кот                    дерево,  дом
Медведь
Муж.род
Пол, стул, папа, дядя, дедушка, юноша, кофе.  Исключение
Сред. Род
Окно, море, озеро, ведро.
Без коня, медведя, дня (м.р) а-я
Без  дочери, тени, броши(ж.р)  (и-ы)
Общий  род
Тупица,  умница,

Сирота, соня, дитя…


Средний род. 
(Исключение)
Имя
Вымя
Время
Темя-գաղթուն
Знамя-դրոշ
Племя-ցեղ
Пламя-հրդեհ
Бремя-բեռ
Семя-սերմ
Стремя-ասպանդակ
Имя прелагательное (ածական)
Какой  м.р?  Какая  ж.р,  какие
Огромная  планета,  кошка   ласковая
М.Р
Дом  деревянный, конь  быстрый,  лед  скользкий
С.р  какое?
Море  синее, окно  чистое
Ги-ки-хи-чи-ши-щи
Книги, сумки,  духи, калачи, души, рощи

Узкий,


Карман,  весна  -карманный,  весенний
Серебро-серебряный,  земля-земляной
Гусь-гусиный
-ний-
Времена  года- --осенний,  весенний, зимний, летний
Ряд --- передний,  задний,  последний,  нижний, крайний, соседний
Цвет-синий
Прилаг. С  суффиксами  АН-ЯН-ИН,
Пишутся  с  одним  -Н-
Голубиный,  серебряный,
Исключение: олвянный,

Деревянный, стеклянный

Выполните задание:
Фамилия  Мартиросян
Имя    Мери
Класс  2 курс
1.Прочитай текст и озаглавь.
2. Переведи.
                                           Лев  и  мышь
 Лев спал. Мышь пробежала по его телу(մարմնի վրայով). Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Он сказала: 
-Если ты меня пустишь, я тебе помогу.                                                                                                Лев засмеялся, что мышь обещает ему помочь, и отпустил ее.                                                        Потом охотники поймали льва и привязали веревкой  (պարանով) к дереву. Мышь услыхала крик льва, прибежала, перегрызла (կրծեց) веревку и сказала:                                       -Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе помочь, а теперь видишь,- бывает и от мыши добро.

Առյուծը  քնած էր:Մուկը  վազում  էր  նրա  մարմնի  վրայով:Նա  արթնացավ  և  բռնեց  նրան:Մուկը  սկսեց  խնդրել, որ  նա  թողնի  նրան:Նա  ասաց:
-Եթե  դու  ինձ  թողնես, ես  քեզ  կօգնեմ:
Առյուծը  ծիծաղեցոր  մուկը  խոսք  է տալիս  օգնել  նրանև  բաց  թողեց  նրան:
Հետո  որսորդները  բռնեցին  առյուծին  և կապեցին  պարանով  ծառից:Մուկը  լսեց  ձայնը  առյուծի,  և  վազեց,  կրծեց  պարանը  և ասաաց:
-Հիշում  ես,  դու  ծիծաղում  էիր   չէիր  մտածում,  որ  ես  կարող   եմ  քեզ  օգնել,  իսկ  հիմա  տեսնում  ես,- Մկների  մոտել  կարող  է  լինել  բարիություն:


3.Напиши ответы на вопросы.
Отчего проснулся лев?
потомучто, мышь  пробежала по его телу.

Почему он засмеялся?
потомучто  мышь обещает  ему помочь.

Как мышь доброе дело сделала?

Когда охотники поймали льва и привязли веревкой к дереву. Мышь услыхала  крик  льва, прибежала,  перегрызла веревку и сказала:                                                                                     - Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе помочь, а теперь видишь,- бывает и от мыши добро.

4.Допиши слова, противоположные по смыслу.
Короткий-                                                            Тонкий-

Маленький-                                                             Низкий-

Грустный-                                                                Глупый-

Тихий-                                                                     Медленный-

Короткий- длинные
Маленький-большой
Грустный-веселый
Тихий-громкий
Тонкий- толстый
Низкий-высокий
Глупый-умный
Медленный-быстрий

Задание 1: Напишите правильно местоимения.

Она учатся в университете. Ты работаешь на рынке? Он говорит правильно.
Я гуляю в парке. Мы отдыхаем после занятий. Ты помнишь, как её зовут?
Вы обедаете дома? Ты читаешь новый журнал? Я  не понимаю тебя. Мы  переводим текст. Она знает это слово. Мы  умеем писать по-русски. Я рисую город. Вы  узнаёте это место? Он помнят свой дом. Когда Ты  встаёшь? Где они гуляют? Вы  меня помните? Кому ты  звонишь? Он  всегда дает советы.Они  решают задачи. Она  хорошо танцует. Он спрашивает, мы  отвечаем. Вы много работаете.


Задание 2: Соедините местоимения и окончания. Составьте предложения.
 Знать            Я   знаю
 Я –ем            Ты  знаешь
 Он – ют        Он  знает
 Мы – им       Она знает
 Они – ю        Мы  знаем
 Вы – ет          Вы  знаете
 Ты – ем       Они  знают
 Она – ете   

Задание 3: Вставьте глаголы в настоящем времени.
Мой день.
Обычно я встаю ( вставать) в 8 часов утра, умываюсь (умываться), одеваюсь ( одеваться),
завтракаю ( завтракать). Иногда я слушаю ( слушать) радио. Потом я еду в университет на
трамвае. Я никогда не опаздываю ( опаздывать). Занятия начинается (начинаться) в 9 часов. На
занятиях я внимательно слушаю ( слушать), что говорит (говорить) преподаватель.
Когда преподаватель  спрашивают  ( спрашивать), я отвечаю  ( отвечать). Если я не понемаю ( 14
понимать) слова, я спрашиваю ( спрашивать) , преподаватель  обесняет  ( объяснять). Я учусь ( учить) фонетику, грамматику. Русский язык трудный. Я занимаюсь  ( заниматься)
каждый день. Я  учусь  ( учиться) говорить, писать, читать по-русски. Когда мои
русские друзья говорят  ( говорить) быстро, я плохо их понимаю  ( понимать). Они повтаряют ( повторять) еще раз и я все понимаю ( понимать). После занятий я обедаю (обедать) в столовой и потом немного гуляю ( гулять) по городу. Я  возврашаюсь  ( возвращаться) домой в 3 часа. Дома я отдехаю  ( отдыхать): Слушаю  (слушать) музыку или играю ( играть) на компьютере. Потом я делаю (делать) домашнее задание, учусь ( учить) новые слова.
Вечером я разговариваю (разговаривать) по телефону или общаю ( общаться) с друзьями в

интернете, иногда смотрю ( смотреть) телевизор. Ужинаю (ужинать) я в 8 часов. Обычно я ложусь ( ложиться) спать в 12 часов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий